Сегодня все говорят о том, что для привлечения инвесторов в республику, я буду говорить о инвесторах в высокотехнологичный бизнес, необходим хороший инвестиционный климат. Но инвестиционный климат это не только, наличие стабильности в государстве, налоговые льготы, отсутствие коррупции. Это ещё и наличие сильных и грамотных специалистов. При чем специалистов недорогих. А наличие большого количества специалистов подразумевает наличие хорошей научно-технической школы. Чего к сожалению сегодня в Дагестане нет.
Что нужно нам ИТ бизнесу. Нам нужны готовые работники, которых быстро можно было бы включить в производственный процесс. И которые при этом будут дешево стоить.
К сожалению ни один студент, приходящий к нам сегодня, не имеет возможности сразу приступить к работе. Проходит не один месяц прежде, чем работник начинает более или менее писать нормальный код, и только через год-полтора мы можем говорить о нем как о специалисте. В нашей компании имеется свой механизм подготовки молодых специалистов. Так называемая программа стажеров. В двух словах расскажу о ней. Стажер, поступающий в компанию, заключает договор на стажировку в нашей компании сроком до 2 лет. После чего прикрепляется к специалисту, под надзором которого выполняет, задачи не коммерческого характера. После 3-х месяцев стажировки стажера подключают, к небольшим задачам из коммерческих проектов. Заработная плата стажера, которую в нашей компании мы называем стипендией, растет в течение всего срока стажировки, которая увеличивается от тысячи рублей до 12 тыс. Но и этот вариант подготовки специалистов нас мало устраивает, на этапе стажировки слабых стажеров мы отсеваем, чаще всего они сами уходят, не справляясь с нагрузкой. Но и эта схема подготовки специалистов на является оптимальной. Нами была подготовлена программа курсов для подготовки кадров, однако внезапно ударивший кризис заставил нас временно отложить решение кадровых проблем в компании на задний план. Суть программы заключалась в том, что бы провести подготовительные курсы студентов и выпускников, которые желали работать в нашей компании, прежде чем они начнут работать, и провести дополнительный отсев ещё на этапе курсов. Какие проблемы я хотел бы сегодня выделить.
Проблемы
1. Низкая квалификация и слабая подготовка
a. Студенты не учавствуют в OpenSource и коммерческих проектах.
b. Участие в образовательном процессе практиков ИТ сектора, бизнесменов и разработчиков.
2. Нам нужны конкретно узкопрофилированные специалисты.
3. Высокие требования выпусников ИТ сферы.
Начнем с того, что мы имеем вообще как таковую очень низкую подготовку студентов дагестанских ВУЗов. На мой взгляд, корень проблемы низкой подготовки в первую очередь находится не в ВУЗах, а ещё в школе. И проблему подготовки молодежи необходимо решать ещё в школах. В первую очередь именно школа задет базовые знания, необходимые для дальнейшего обучения в ВУЗах. Уровень знаний выпусников сельских школ, существенно отличается городских. Далее выпусник поступает в ВУЗ, где начинает получать фундаментальное академическое образование. Здесь надо отметить, что студенты наших ВУЗов очень пассивно обучаются. Т.е. в первую очередь у них у самих наблюдается слабое стремление, интерес к ИТ сфере. Многие студенты поступают на данные факультеты по совете родителей и знакомых, под предлогом высокой востребованности ИТ специалистов. Это первая ошибка, которую совершают сами студенты. Т.к. абитуриент выбирая данную специальность должен хорошо все обдумать и понимать какая работа в будущем его ждет. Например, посетить предприятия ИТ сфере, посмотреть как работают ИТ специалисты и в чем заключается эта работа. Дело в том, что мы очень часто сталкиваемся с ситуацией когда студенты-стажеры работающие в компании просто не выдерживают нагрузок. Многие предполагают, что работа специалиста ИТ сферы, является очень легкой и представляет из себя сидеть за компьютером играть, лазить по интернету, и вообще представляют себе Интернет как сеть развлечений. Хотя для настоящего ИТ специалиста Интернет это сеть знаний. Второе проявление пассивности, это практически отсутствие какого либо интереса и желание ещё со студенческой скамьи принимать участие в серьезных проектах. У нас сегодня выпусник любого ВУЗа представляет из себя программиста, который чаще всего вообще никогда ничего не разрабатывал, кроме как решение лабораторных работ, написание курсовых, который чаще всего представляют из себя, либо копии прошлогодних курсовых либо, либо просто готовые курсовые скаченные из интернета. При мне у нас на курсе из 50 студентов писали самостоятельно около 10-15. Причем самое, что нехорошее, что студентам, даже грамотным и старательным неинтересно заниматься курсовыми которые предлагают преподаватели. Из чего следует вывод преподаватель должен заинтересовать студента работой. Предложить такую тематику, которая будет интересна. Кроме того, совершенно в ВУЗах отсутствует работа преподавателей с группами студентов, например крупные разработки где участвовали бы студенты разных курсов вместе с преподавателями. Прекрасным примером данной групповой работы является нижегородская компания МЕРА. Данная компания организована несколькими преподавателями Нижегородского политеха, в результате 15 летней работы группы преподавателей и студентов выросла передовая компания, на данный момент имеющая в штате полторы тыс. человек.
Решением проблемы, я вижу, что преподаватели должны обеспечить студентов интересными и сложными задачами, создавать больше собственных проектов, и давать студентам от 3-го курса и выше задачи не такие как, например, там написать телефонный справочник, который нормальный программист должен сделать в течение одного часа, а давать более сложные и более интересные задачи. Есть отличная практика на Западе, это течении OpenSource (Открытые исходники), это ситуация когда разработчики энтузиасты разрабатывают программные продукты бесплатно совершенно. Сегодня в Дагестане не разрабатывается ни один продукт в рамках OpenSource.
Ещё один момент это ситуация когда преподаватели вместо того, что бы читать курс по какой либо проблемной области, читают просто сертифицированные курсы по тем или иным коммерческим продуктам. Это категорически недопустимо, специалист должен уметь решать поставленные задачи с помощью различных программных продуктов, а не получать знания по конкретным продуктам. Многие компании такие как 1С и майкрософт используют данный ход как проталкивание своих продуктов. Почему сегодня у нас в ВУЗах не преподают программирование в ОС Linux которая не является коммерческой, а преподают с использованием технологий компании Майкрософт. Студент не должен получать знания однобоко. Он должен уметь оценивать продукты с различных сторон.
Хотел отметить другой момент присущий нашим ВУЗам. В этом году прошла ИТ олимпиада в ДГИНХ. В результате олимпиады, по сетевым технологиям 1 место было отдано студенту ДГИНХ, 2 и 3 места получили гости из Чечни. Практически все остальные студенты показали, очень низкий уровень знаний. Я уверен, что показатели были бы другие, если бы присутствовали студенты из ДГУ. Необходимо признать, что все таки матфак ДГУ выпускает на сегодняшний день наилучших ИТ специалистов. Отдельно отмечу, что я был приятно удивлен хорошим техническим оснащением ДГИНХ. Однако даже при хорошем техническом оснащении, квалификация выпускников ДГИНХ оставляет желать лучшего. В чем же причина? Думаете слабые преподаватели? На самом деле, причина в следующем. Наилучшие выпускники дагестанских школ стараются поступить куда нибудь в Москву, Питер, после идет ДГУ, политех, и только потом по рейтингу ВУЗов в глазах учеников идет нархоз. Поэтому хотелось бы дать такой совет ректорам ВУЗов, если вы хотите поднять рейтинг, то в первую очередь проводите более тщательный отбор абитуриентов. Старайтесь отсеять слабых, и сильным предоставляйте всевозможные льготы, заманивайте к себе в ВУЗ любыми путями, потому что чем больше будет в вашем ВУЗе грамотных и сильных студентов, тем выше будет его рейтинг. Ну и напоследок о преподавателях. Конечно же в глазах ИТ бизнеса преподаватель ИТ сферы это прежде всего практик. Т.е. человек который не просто окончил ВУЗ, аспирантуру и потом продолжил научную карьеру, это человек который активно принимает участие в различных инновационных проектах, работает в коммерческих структурах или же пусть это будут различные НИИ, но только не голый теоретик с полным отсутствием опыта. Покажите мне сегодня преподавателя в ВУЗе программиста, который участвовал в крупном проекте масштаба, например 10 человек команды, ну и хотя бы несколько инсталляций. Потом мы говорим о отсутствии специалистов не умеющих работать в команде. К сожалению сегодня, в ВУЗах даже грамотные выпускники этих же Вузов не остаются преподавать. Они все идут работать в коммерческие структуры, а руководство ВУЗов не прикладывают усилий, что бы это сильные грамотные специалисты, с опытом работы в практической сфере, хотя бы пару раз в неделю читали лекции. У меня много таких примеров по крайней мере с политехом. Я уже промолчу, о том что на Западе принято приглашать специалистов из других городов, например Москвы, Санкт-Петербурга, для обмена опытом и чтения лекций. Думаю бюджеты наших ВУЗов, этого не вытянут, что является предметом для огромного сожаления.
Как преодолеть естественный разрыв между академическим образованием и требованиями, предъявляемыми на конкретном рабочем месте? Ведь нам нужны не только программисты но и аналитики, тестировщики, проектные менеджеры. Разумеется, тут нужен поиск оптимального сотрудничества между вузами и отраслевыми компаниями. Как это лучше делать ? это тема отдельного разговора. В любом случае представители бизнеса должны предусмотреть в своем бюджете финансовые и кадровые ресурсы на "доводку" студентов (производственная практика, стажировка, курсы и т. д.) до своего корпоративного уровня, что мы и делаем.
Теперь другой момент. Который хотелось бы отметить. У нас есть отрасли, например телекоммуникационные, где нет необходимости обучать человека 5 лет, что бы сделать из него специалиста. Что бы быть, например, стать системным администратором, или инженером АТС, пусконаладчиком различного телекоммуникационного оборудования достаточно пройти 3-хлетнее обучение в колледже. По данным из американских источников не более 20% программистов США имеют степень магистра и выше. Все остальные — это бакалавры, выпускники двухгодичных курсов и средних школ. У нас же типичный программист сегодня имеет как минимум высшее образование, если не в области программирования, то в технических или точных науках. Мне кажется, что именно эта ситуация является основой возникновения тезиса о высоком уровней отечественных разработчиков: все же подготовку обладателя диплома МГУ было бы логичнее сравнивать квалификацией выпускником Гарварда, а не одного из сотен американских колледжей первой ступени.
20-30 лет назад в программистских коллективах даже ведущих ИТ организаций 30-50% научно-технического персонала составляли специалисты со средним и незаконченным высшим образованием . Однако сегодня отечественная компьютерная индустрия фактически перешла от многоступенчатой системы пополнения кадрами (школа-техникумы-вузы -аспирантура) к однозвенной. Обсуждение комплекса проблем, вызванных такой ситуацией (а также причин ее появления) выходит за рамки данной доклада.
У нашего же типичного программиста сегодня как минимум есть высшее образование, если не в области программирования, то в технических или точных науках. Это не только неэффективно с общегосударственной точки зрения, но и создает серьезные проблемы работы с кадрами на уровне компаний (возникают противоречия между амбициями выпускника "престижного" вуза и предлагаемой ему работы).
Вот насчет амбиций к заработной плате, остановлюсь отдельно. Это не конечно же не проблема подготовки специалистов в ВУЗах, это общая проблема присутствующая в нашей республике.
Очень сильно мешает развитию ИТ бизнеса в республике наше благосостояние в кавычках. Поясню !!! Развитие оптоволоконных систем в республике, внедрение компьютеров и различного программного обеспечения ещё не является развитием ИТ бизнеса. Развитие ИТ бизнеса это когда в нашей республике будут компании разработчики предоставляющие услуги не только на внутреннем рынке и продающие услуги в другие регионы России, а в идеале в другие страны. Развитие ИТ бизнеса, это когда о Махачкале будут говорить как о передовом научно-техническом центре всего Северного Кавказа. Что мы имеем сегодня, Дагестан чей ВВП составляет всего лишь 100 долларов на человека, имеет 80% дотационного бюджета и зарплата в 10-20 тыс. на ИТ специалиста. И этот бюджет красиво распределяется нашими чиновниками и в результате все дотационные деньги попадают в обращение. Люди строят дома, покупают машины, зарплаты растут. В том числе и у ИТ специалистов, и чем больше они растут, тем менее конкурентоспособны мы становимся на мировом рынке. Мало того, что мы имеем низкоквалифицированных специалистов на которые бизнес должен ещё потратить деньги и доучить их, так ещё и эти специалисты просят большие ЗП. Конечно если компания, является просто торговой компанией поставляющей компьютеры, или например телекоммуникационная компания, то она имеет возможность платить высокие зарплаты, даже если специалист является посредственным. Например, что бы собирать компьютеры или устанавливать ОС большого ума не надо. Сложнее, когда мы компания разработчик, имеем студентов, которые не в состоянии реально писать коммерческий код, который возможно продать. Мы не можем платить зарплату специалисту когда он не конкурентоспособен. Мы часто говорим о себе о дагестанцах высокопарными словами. Однако сегодня 1С специалист в Махачкале просит за свои услуги 500 рублей в час. Грамотный программист из Индии, Белоруссии или например Эстонии просит 300 рублей в час. А посредственного, можно купить и за 150 рублей в час. В итоге, конкурентоспособность наших специалистов является нулевой. Т.е. здесь в Махачкале, за счет дефицита специалистов стоимость услуг посредственного программиста 500 рублей в час. А в Индии они стоят 150 рублей в час. Обратите внимание, один из факторов бешенного экономического роста Китая это дешевая рабочая сила. У нас она сегодня дорогая.
Приведу ещё один пример в 2006 году, компания Беволекс вела переговоры с одним из лидеров мирового рынка разработки заказного программного обеспечения, компанией СтарСофт. Тема переговоров «Открытие в Махачкале центра по разработке ПО». Филиала компании СтарСофт. Я лично тогда заполнял анкету. Один из вопросов в анкете был количество выпускаемых ИТ специалистов ВУЗами республики. Хотя наши ВУЗы в совокупности я думаю, выпускают около 500 ИТ специалистов, наверное около 200 специалистов по разработке ПО, то я себе отдаю отчет в том, что на работу я максимум могу принять 5-10 человек из всех 200. Остальные максимум на что способны, это устанавливать принтеры, работать с различными программами, но никак не созидать и разрабатывать. Другой вопрос звучал так. За какой промежуток мы можем нарастить штат разработчиков до 100 человек, до 200 человек. На этот вопрос я ответил, что понадобится года 2-3. На самом деле, боюсь, что и 2 и 3 года слишком малый срок, что бы собрать здесь такую команду хороших специалистов. Не забывайте, что всех выпускников ещё надо доучивать, что бы они могли работать. Конечно же, сделка сорвалась, мировые лидеры предпочитают развивать центры в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Таганрог. Причина заключается в следующем: наши выпускники и специалисты, слишком амбициозны: хотя сразу и много денег. Конечно на фоне того, когда молодежь видит как некоторые слои общества, прорвавшись к бюджетным деньгам, активно занимаются перекладыванием денег в свой карман, то желание работать пропадает.
В итоге своего доклада ещё раз, напомню о каких проблемах сегодня мы, ИТ бизнес, говорим:
1. Низкая квалификация.
2. Отсутствие узконаправленных специалистов.
3. Отсутствие колледжей по подготовке ИТ специалистов.
4. Высокие требования специалистов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий